Новости

14.03.2016 Без сыра, но с помидорами: сравниваем, как на Прикамье повлияли две волны санкций
 
Без сыра, но с помидорами: сравниваем, как на Прикамье повлияли две волны санкций
  • 13 МАР 2016 15:32
  • 0
  • 361

ФОТО: НОВОСТИ ПЕРМИ, ПРЕСС-СЛУЖБА ПТУ
АВТОР: ДМИТРИЙ ТИТОВ

С 1 января 2016 года в Россию запрещен ввоз турецких товаров. Под санкции попали овощи, фрукты, ягоды, некоторые виды мяса птицы, а также соль и гвоздика. Годом ранее под санкции попали продовольственные товары, произведенные в ЕС, США и ряде западных стран. «Новости Перми» сравнили первую и вторую «волну» санкций, и их последствия для экономики региона.

Сами по себе: как санкции против ЕС и США закрыли российский рынок для половины мира

Говоря о «первой волне» продуктового эмарго, которое Россия ввела летом 2014 года, стоит напомнить, что тогда под запрет попали продукты не только из ЕС, но и Норвегии, Австралии, Канады и, конечно, США. В общей сложности  - 19,5% российского импорта продовольствия.

В Пермском крае в целом произошло общее сокращение импорта товаров на 20,4%, что привело к росту цен. Что-то, например мясо и птица, подорожали на 5,4%, а рыбопродукты  - почти на четверть, потому что на долю Норвегии в 2013 году приходилось 89,5% всей поставленной в Россию рыбной продукции. Ожидаемо подорожали овощи и фрукты. Интересно, что цены на товары, не попавшие под продуктовое эмбарго, также значительно выросли, минимум на 16,5% (по данным Пермьстата). Все это усилилось на фоне девальвации рубля.

помидоры.jpg

Импортозамещение, курс на которое объявили власти, в краткосрочный период фактически провалилось из-за роста процентных ставок и, как следствие, «дорогих» кредитов, которые не позволили полноценно реализовать инвестиционные проекты и оказались малодоступны предприятиям. По мнению декана экономического факультета ПГНИУ Татьяны Миролюбовой, препятствуют импортозамещению и рост затрат на покупку импортных кормовых добавок и других импортных видов продукции, который применяют в отечественном сельском хозяйстве и пищевой промышленности, а также длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов при производстве некоторых продуктов питания, в частности, рыбы. Таким образом эксперт делает вывод, что выпавшие объемы импорта продовольствия пока не компенсированы собственным производством.

Зато в страну хлынул поток контрабанды. История с «белорусской креветкой» стала хрестоматийной. Всего, по данным Федеральной таможенной службы, за период действия санкций было задержано и изъято более 1076 тонн запрещенных к ввозу товаров мясной, плодоовощной и молочной продукции стоимостью свыше 138,7 млн. рублей.  Лидерами по поставке «запрещенки» стали Беларусь,  Литва и Польша (из этих стран шли поставки в Калининградскую область), Украина, Казахстан, Финляндия и Эстония.  

В зоне, подконтрольной Пермскому таможенному узлу, с момента действия эмбарго обнаружено более 13 тонн санкционных товаров. Все они изъяты из торгового оборота и уничтожены.   

В 2016 году «санкционная война» продолжилась, а вместе с ней и поток «запрещенки». Например, 25 февраля на пермском полигоне было уничтожено 3770 килограммов польских яблок.

collage.jpg

 

Отряд не заметил потери бойца: турецкое эмбарго практически не ощутили

Санкции против Турции были введены Россией с 1 января 2016 года в связи с событиями в Сирии, когда турецкая авиация сбила российский военный самолет.  

Доля турецких продуктов питания на продовольственных рынках России в общем объеме импорта продовольствия в РФ составляла 4%. По информации Приволжского таможенного управления (ПТУ), ранее в Прикамье из Турции, если говорить о перечне запрещенных товаров, поступали только овощи и фрукты, при этом не напрямую, а через столичных поставщиков.  В ведомстве особо подчеркнули, что в зоне деятельности ПТУ в 2015 году эта продукция из Турции «декларировалась в незначительных объемах»: порядка 98 тонн овощей и около 150 тонн фруктов.  Другие запрещенные к ввозу товары, такие как гвоздики, соль и мясная продукция, в прошлом году в зоне деятельности Приволжской таможни не декларировалась вообще.  Преимущественно импорт овощей, некоторых съедобных корнеплодов и клубнеплодов по ПФО в 2015 году был из Узбекистан и Марокко.  Фрукты, орехи, кожуру цитрусовых плодов или корки дынь ввозили оттуда же, плюс Сербия и Эквадор.

пальники таможня контроль.jpg

Хотя объемы поставок турецких продуктов по сравнению с долей на рынке, которую занимали товары, попавшие под «первую волну санкций», оказались незначительны, некоторые турецкие товары занимали серьезную нишу. Так, турецким помидорам принадлежало около 40% российского рынка томатов.  Несмотря на это, ритейлеры, узнав о санкциях в отношении Турции, обошлись без заявлений о том, что на прилавках магазинов станет пусто.  

Например, в сети «Лента», где теперь уже запрещенные товары занимали около 4% продаж в сегменте «фреш» (свежие продукты питания), сообщили, что рассматривается возможность сотрудничества с поставщиками овощей и фруктов из стран Северной Африки, Израиля, Ирана, Сербии и стран СНГ с учетом сезонных факторов. При этом в пресс-службе ритейлера подчеркнули, что в приоритете останутся овощи и фрукты, выращенные в России.

Мелкие розничные продавцы на Центральном колхозном рынке  рассказали, что эмбарго не сильно повлияло на их бизнес. Теперь продают помидоры из Марокко, Азербайджана, тепличные российские. Огурцы тоже тепличные, ульяновские. Тут же фрукты из Южной Америки. 

фрукты овощи рынок.jpg


Торговец из Таджикистана Анзур  считает, что в перспективе запрет на ввоз турецких овощей и фруктов в Россию может стать толчком для развития фермерства в Средней Азии.

 

Продуктовое эмбарго пойдёт на пользу странам-поставщикам из Средней Азии, если границы откроют как надо и не будет поборов, и ещё если государство будет поддерживать фермеров. На это надо время, хотя бы год-два. Западные товары просто перекрыли воздух среднеазиатским, так как там государство поддерживает фермеров, и они много производят. Если так будет в Средней Азии, то выиграют все: и экономика, и фермеры, и простые люди,
 
- уверен Анзур

 

Конкурентов у попавших в немилость турецких продуктов оказалась достаточно, поэтому массового ввоза контрабанды, как с европейскими санкционными товарами, не случилось.  Федеральная таможенная служба в начале 2016 года  выявила ряд попыток ввоза в Россию запрещенных продуктов питания из Турции через третьи страны, но в «незначительных объемах». Уточнить, какие именно турецкие продукты были пойманы, и через какие страны их пытались ввезти в Россию, не удалось: в таможенной службе в ответ на запрос «Новостей Перми» сообщили, что дать статистику по турецким товарам пока не возможно, поскольку «не завершены оперативно-следственные мероприятия».  Попыток провезти перемакированную турецкую «запрещенку» через третьи страны в Прикамье местная таможня не фиксировала.  Вот и торговцы с рынка на вопрос о ввозе турецкой продукции через сторонние государства пожимает плечами: возможно, кто-то и будет возить, если будет выгодно, а пока и так достаточно поставщиков.

По мнению Татьяны Миролюбовой, запрет на ввоз турецкой продукции не сильно усугубил ситуацию, возникшую после введения эмбарго на товары из ЕС, и не оказал значительного влияния на российские продовольственные рынки.

 

Во-первых, объем импорта продовольствия в РФ из Турции все же значительно меньше, чем из ЕС, а, во-вторых, уже произошла замена турецких поставщиков на плодоовощных рынках России. Место Турции заняли Китай, Марокко, Египет, Израиль. Кроме того, в магазинах появились в продаже овощи и фрукты из прежде не представленных стран – Пакистана, Аргентины, ЮАР, Перу. Также турецкую текстильную продукцию и обувь готовы заместить производители из Китая и Белоруссии. Таким образом, импортозамещение турецких товаров товарами не российского производства оказалось гораздо успешнее, чем российское импортозамещение,
 
- делает вывод эксперт.
« предыдущая к списку новостей следующая »

Адрес: 614036, г.Пермь, ул.Мира, 90, офис 3
Тел/факс: (342) 291-26-15
на главную