Ясно стало только одно: у краевого министерства культуры в лице его главы Игоря Гладнева есть концепция, предполагающая строительство нового современного концертного комплекса в Разгуляе, на сцене которого, с равным успехом, можно ставить балет и устраивать эстрадные шоу. Одновременно намечено начать реконструкцию старого здания театра.
Вопрос, как всегда, упирается в деньги. Хватит ли средств на столь масштабные проекты в условиях экономической нестабильности и бюджетного дефицита в размере более 8 млрд рублей (10% от бюджета)?
Игорь Гладнев считает, что особых проблем с финансированием не возникнет.
«Сегодня в бюджете Пермского края обозначены два объекта – «Строительство Пермского академического театра оперы и балета» и реконструкция исторического театрального здания. По второй строке общая стоимость предусмотрена в размере 950 млн рублей на период 2016-2018 гг. Соответственно на трёхлетку предусмотренный размер бюджетного финансирования составит 300 млн рублей в 2016 году; 1 млрд 633 млн рублей – в 2017 году. Плюс – 1 млрд 370 млн рублей – в 2018 году. За «горизонтом» бюджетного планирования – еще 1 млрд 250 млн рублей».
По словам Игоря Гладнева, содержание нового здания театра, если оно будет построено, не окажется «разорительным» для бюджета – порядка 100-150 млн рублей.
Впрочем, далеко не все эксперты разделяют спокойную уверенность министра.
«На наш взгляд, есть определённая недосказанность в той информации, которая сейчас обсуждается, несмотря на то, что её очень много, – сказал, в своём выступлении на общественных слушаниях аналитик НИУ «Высшая школа экономики в Перми»Дмитрий Клещёв. – Этой информации явно недостаточно, чтобы понимать все возможные последствия реализации «театрального» проекта. На мой взгляд, есть риск повторения ситуации со строительством Коми-Пермяцкого драматического театра в Кудымкаре (его строили более 10 лет – прим. ред.). Мы сейчас можем оказаться в истории, «вылезать» из которой будет весьма проблематично. Возможно, что экономика этого проекта не просчитана до конца, и затраты существенно вырастут в ходе его воплощения в жизнь, а строительство не удастся закончить в установленные сроки. Далее: последние несколько лет экономика Пермского края пребывает не в самом успешном состоянии. Несомненно, этот проект нужно рассматривать в контексте общей экономической ситуации и исполнения бюджета региона. Мы считаем, что, опять же, есть риск того, что сегодняшняя динамика накопления государственного долга ведёт к тому, что уже через несколько лет мы можем оказаться на грани дефолта. И, несмотря на то, что 2015 год оказался достаточно успешным с точки зрения «удержания» размера бюджетного долга Прикамья, мы понимаем, что идёт его постоянное накопление. И объём средств, необходимых на объекты капитального строительства, конечно, только увеличивает этот долг.
По мнению эксперта «Высшей школы экономики», в таких условиях рационально рассмотреть для краевых «строек века» возможность их воплощения в рамках государственно-частного партнерства. Хотя опыта привлечений частных инвестиций в строительство крупных объектов культуры в Пермском крае, да и вообще в России, кажется, нет.
Другое дело – возможность привлечь деньги федерального бюджета. Депутат Законодательного Собрания Геннадий Кузьмицкий напомнил участникам слушаний, что финансовая помощь федерального центра в реконструкции Пермского театра оперы и балета декларировалась неоднократно. Но при этом речь шла именно о проекте реконструкции старого здания.
«Для меня несколько удивительно то, что мы сегодня обсуждаем вопрос, «а что же всё-таки будем строить», – заявил парламентарий. – Ни о каком концертном зале мы вообще ни разу ни говорили. И раньше это никогда не предлагалось в качестве альтернативного варианта. У нас было чётко определено, что надо делать: провести реконструкцию существующего здания театра со строительством новой сцены. Это поможет развитию пермской балетной школы. И, когда принималось это решение, говорилось, что под эту реконструкцию театра и строительство новой его сцены Пермский край сможет получить федеральные деньги. Почему мы сегодня заговорили о том, что надо построить концертный зал? Ну, наверное, он, нужен – но это тема совершенно отдельная».
Напомним, что в мае 2014 года проект реконструкции Пермского театра оперы и балета, выполненный ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» совместно с архитектурным бюро Дэвида Чипперфилда, получил положительное заключение госэкспертизы. Как сообщил тогда министр строительства и ЖКХ Пермского края Дмитрий Бородулин, общая стоимость проекта составит 5,1 млрд рублей. При этом власти края обсуждали на федеральном уровне возможность выделения на реконструкцию театра 800 млн рублей из бюджета России. Впоследствии вариант с пристройкой новой сцены к историческому зданию был забракован по техническим причинам.
Поэтому сегодня при обсуждении любых новых вариантов реконструкции и нового строительства, действительно, в первую очередь резонно задаться такими вопросами, как возможность получения федеральных субсидий и привлечения частного капитала.