Они подозреваются в ненадлежащем использовании более 230 миллионов рублей.
На эти деньги региональный минстрой закупил пять многоквартирных домов, жилье в которых было предназначено для детей-сирот и тех, кто остался без попечения родителей.
— Сейчас нами установлено, что размер квартир в построенных домах меньше, чем полагается по закону, — говорит Марина Заббарова, руководитель СУ СК РФ по Пермскому краю. — Почему городские власти дали добро на ввод домов в эксплуатацию, несмотря на то, что к ним не были подключены системы водоснабжения и водоотведения, следователи установят в ходе расследования уголовного дела.
Договор между краевым министерством строительства и частной фирмой, «Пассаж-1», на возведение жилья был заключен в 2013 году. Место для пяти домов, где планировалось поселить 150 человек, выбрали в Мотовилихинском районе Перми. Трехэтажные здания начали строить на улицах Исхакова и Журналиста Дементьева. Тихий район, вокруг — частный сектор. Само по себе место неплохое, но качество жилья оказалось не тем, что планировалось.
Информация об этом начала поступать оперативникам службы по экономическим преступлениям МВД РФ по краю и ФСБ еще летом, когда дома готовили к приемке.
Сыщики выяснили, что строители сэкономили на жилых метрах в будущих квартирах. Также никто не потрудился подвести к зданиям воду.
Сэкономили на жилых метрах и не подвели воды.
Тем не менее, летом этого года сотрудники департамента градостроительства и архитектуры администрации Перми проверили качество построек и дали добро на ввод в эксплуатацию! На основании этого и других документов чиновники из регионального минстроя подписали акт о приемке-передаче пяти домов в краевую собственность.
Поскольку бумаги были исполнены и оформлены самым надлежащим образом, оставалось только заселить в новостройки жильцов и забыть об этом. Потому что, по мнению многих чиновников, все проблемы можно решить с помощью грамотно оформленных документов.
Но дети-сироты отказались заезжать в эти построенные для них дома. Как сообщил «РГ» источник в оперативных структурах, жить в них просто невозможно. Сейчас по сути, это каменные коробки без инфраструктуры.
Получив материалы проверки от полиции и ФСБ, следователи возбудили уголовное дело по части 1 статьи 293 Уголовного кодекса РФ (халатность). Ущерб, причиненный государству, — за чей счет строились дома, — оценивается пока в 230 миллионов рублей. И полтораста сирот, ожидавших новоселья, также не знают, когда они получат то, что им положено по закону, и на что потрачены огромные деньги.
Кстати, всего в этом году на строительство домов для сирот в крае было выделено примерно 800 миллионов рублей. 230, видимо, напрасно. Сейчас силовики начали сплошную проверку всего жилья, возведенного для этой категории населения.
— Начнем в октябре, — говорит Татьяна Шуваева, начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Пермского края. — Проверим все контракты и проведем оценку правильности расходования бюджетных средств и качества жилья.
Этим же занялись и сотрудники полиции. Всего же в этом году в Пермском крае, по данным регионального минстроя, планируется приобрести 786 жилых помещений для сирот. Но, как уже выяснилось, сто пятьдесят из них оказались некачественными. Сколько еще недочетов найдут силовики, пока неизвестно. И сколько обездоленных не получат обещанного, тоже неясно.
Комментарий.
Губернатор Пермского края Виктор Басаргин:
— К сожалению, не все и не всегда умеют слышать, что им говорят. В том числе чиновники и даже не рядового исполнительского уровня. Когда же чиновничья халатность и равнодушие накладываются на низкое качество работ, чем нередко грешат подрядчики по госзаказу, наступает закономерный итог: решение проблемы переходит в «хирургическую» стадию. Ведь несколько месяцев «мусолили» проблему, разбирались-договаривались, но дела так и не завершили. И не из-за чьей-то личной заинтересованности, не из какой-либо корысти, а из-за элементарной халатности и равнодушия. Полагаю, в случае с жильем для сирот есть все основания применить жесткие санкции к госслужащим, допустившим такую ситуацию, еще до окончания следствия. Будут.